О нас Печать

Профессиональный фотограф

Валерий Михайлович Евстигнеев - фоторепортер, портретист, репродукционист, одним словом талантливый фотохудожник. Считает себя коренным жулебинцем, потаму что живет и работает в районе с самого его основания.

Фотографий, разложенных передо мной на столе в редакции - великое множество. Есть здесь и жанровые бытовые снимки, герои которых улицы города, набережные Москвы-реки, одинокие трамваи, влюбленные парочки. На репортерских с и им как "- знаменитые стройки; Кинофестивали. Много портретов как знаменитых личностей - известных писателей, актеров, режиссеров, так и простых жулебинцев.

Людмила Акулинина (главный редактор газеты "Жулебинский бульвар*) - Валерий Михайлович, такое впечатление, что Вы никогда не расстаетесь с фотоаппаратом. Расскажите, пожалуйста, как и когда началось Ваше серьезное увлечение фотографией.

В.М. Евстигнеев - Фотографией я увлекся еще ребенком, а когда мне исполнилось 14 лет, упросил родителей купить мне недорогой фотоаппарат "Смена". Ну а чтобы не быть дилетантом в любимом деле, я пошел учиться фотомастерству в Дом культуры "Новатор". Это были 60-е годы, так называемая "оттепель", и именно в "Новаторе" зарождалось тогда понятие "неформальной" фотографии, изображающей живую, а не "плакатную" жизнь. Руководили клубом знаменитые фотографы, настоящие мастера своего дела: Иванов-Аллилуев, Хлебников, Игнатович, Сошальский. Словом, там было чему и у кого поучиться.

Л.А. - Когда Вы поняли, что увлечение фотографией может стать Вашей профессией?

В.Е. - Да мне кажется, я никогда и не думал о другой профессии. Знаете, как говорят про художника - "он родился с кистью в руках". Так вот я, наверное, "родился с фотоаппаратом". Правда, поначалу фотография не давала мне нормального заработка. Хоть я и печатался в известных газетных изданиях ("Литературка", "Московская правда", "Строительная газета"), все-таки приходилось параллельно работать киномехаником.

Л.А. - А первый опубликованный снимок свой помните?

В.Е. - Конечно. Он назывался "Последний трамвай" и был напечатан в "Московском комсомольце". А еще одним своим снимком я очень тогда гордился. В те годы все снимали Кремль, так вот - на моем снимке дети парами идут по Красной площади, столько понравился, что был сначала напечатан в газете 'Московская правда", а потом даже в журнале "Советское фото", где печатались самые известные фотографы. Конечно, мне было приятно оказаться в такой компании.

Л.А. - У Вас так много фотографий актеров, режиссеров. Вот этот снимок Владимира Высоцкого и Марины Влади, аде Вы его сделали?

В.Е. - Между прочим, он совершенно эксклюзивный, я его так нигде и не опубликовал. Так что читатели "Жулебинского бульвара" - первые зрители.?

А сделал я его на Московском кинофестивале в 69 году. Один мой приятель-фотограф из "Советской культуры" попросил меня поработать за него на кинофестивале. Так я, совершенно неожиданно для себя, выступил в роли папарацци. У меня очень много интересных работ с кинофестиваля - кого я тогда только не снимал! Светлану Светличную с Владимиром Ивашовым, Никиту Михалкова, Геннадия Шпаликова, Илью Глазунова, известных европейских актеров и режиссеров. До сих пор благодарен судьбе, что приятелю моему подвернулась тогда другая работа. Опыт я приобрел на Кинофестивале колоссальный!

Л.А. - Что интереснее снимать - последний трамвай или человеческое лицо?

В.Е. - Все интересно. Раньше я снимал трамваи, любил репортерскую работу. А с опытом, приобретая мастерство, полюбил фотопортреты. Так интересно поработать со светотенью, правильно выставить лампы. Хотя портреты делать намного труднее. Потому что угодить снимающейся модели, особенно женщине, очень трудно.

Л.А. - Я это очень хорошо понимаю... А были какие-нибудь курьезные случаи с моделями?

В.Е. - Был один очень забавный случай здесь, в фотоателье в Жулебино. Пришла ко мне на съемку очень приятная молодая особа. Я выставляю свет, готовлюсь к съемке. Вдруг она^бращается ко мне: Вы не могли бы выйти, мне нужно переодеться.'. Выхожу, а вернувшись, вижу перед собой свою модель в костюме Евы. Вот какая нервная у нас работа! (Смеется).

Л.А. - Да, по-моему, напротив - очень приятная. Валерий Михайлович, у Вас огромное количество фотоснимков с видами. Жулебино - вот, например, фотография, которую мы опубликовали на первой странице этого номера. Такую панораму, мне кажется, можно увидеть только из вертолёта.

В.Е. - Почти... Этот снимок я сделал с крыши болгарского дома. Только оттуда виден весь пейзаж как на ладошке. Я вообще очень люблю Жулебино, я ведь коренной житель живу здесь с 93 года. Вы и представить себе не можете, каким район был в самом начале. Я заселился в свой дом на Пронской улице в конце декабря, как раз перед самым Но вым годом. Темень, ни одного фонаря...А работникам ДЭЗа, видимо, очень хотелось порадовать первых жителей, ну они и выставили на улице елку. Вы думаете, кто-нибудь встречал этот Новый, 94-й год дома? Как бы не так! И стар, и млад - все были у елки. Кто-то притащил двух-кассетник - весело было! Я думаю, что для многих это был самый лучший Новый год в жизни . Новоселье, праздник! Кругом темнота, ничего нет - несколько домов и елка! А люди такие счастливые! Я тогда подумал - веселый район, хорошее у него будущее. Как видите, я не ошибся.

Л.А. - Вы так рассказываете, ей богу, я сейчас слушаю Вас и жалею, что сама не живу в Жулебино. Валерий Михайлович, но я знаю, что Вы еще и книги оформляете. Расскажите еще немного о работе репродукционера.

В.Е. - Я очень долго работал на фирме, которая издавала каталоги художественных выставок.

Я, например, делал каталог выставки "Москва-Берлин", которая проходила в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в 95-96 гг. А сейчас я делаю репродукции для книги, посвященной 250-летию Н.К. Шереметьева. Снимаю интерьеры в Кусково, в Останкино, в других музеях.

Это очень интересная, совсем особенная работа. Еще я очень те-атр снимать люблю.

Л.А. - Ну об этом мы расскажем в в следующем интервью. А знаете, о чем я сейчас подумала? Самое разумное было бы - сделать выставку Ваших работ, например, в юношеской библиотеке, договориться с ними. Всем будет интересно познакомиться с Вашим творчеством. А мы в газете напечатаем, когда она откроется. Что Вы об этом думаете?

В.Е. - Я думаю, это было бы совсем неплохо. Нужно только оформить работы в багет и вставить в рамки. На это потребуется некоторое время.

Л.А. - Ну вот и хорошо. А мне остается только поблагодарить Вас за интересную беседу. Надеюсь, что все самые красивые снимки Жулебино Вы будете приносить в нашу газету.